Тема: Равнодушие (Моя хата с краю, ничего не знаю)
Цель:
- расширить и уточнить эмоциональные представления детей (безразличие, равнодушие, привязанность, соучастие)
Задачи:
- способствовать формированию смысла слова «равнодушие»;
- способствовать воспитанию чуткого отношения к животным и окружающим людям через работу с иллюстрацией к произведению;
- продолжать учить воспитанников действовать в ситуациях несправедливого отношения к животным и людям через знакомство с рассказом В.Осеевой и м/ф «Верните Рекса»;
- способствовать развитию умения отыскивать подтекст – глубинный смысл произведения;
- способствовать развитию умения давать характеристику поступкам героев произведения;
- обогащать словарный запас воспитанников;
Оборудование:
- запись отрывка м/ф «Верните Рекса», стихотворения «Про бабушку», рассказ В.Осеевой «Плохо», иллюстрации к тексту (правильная и не подходящие по смыслу)
- ноутбук
- карточки со словами: равнодушный, безразличный, черствый, чуткий, жестокий, внимательный, заботливый, отзывчивый, сочувствующий
Оргмомент:
- Ребята, у нас на занятии много гостей сегодня, посмотрите и поздоровайтесь. Занятие у нас будет необычное, в конце занятия вам самим надо будет сказать, зачем мы проводили это занятие.
Основная часть:
А ) Вчера мы с вами посмотрели один очень интересный мультфильм. Кто помнит его название? («Верните Рекса») Долго обсуждали, а сейчас я хочу напомнить один момент из него. (просмотр фрагмента)
- Почему ветеринар сменил надпись на табличке «осторожно, злой хозяин»? (он не любил и жестоко обращался к своей собаке)
- Как его можно назвать? (злой, бессердечный, грубый)
-А какими словами можно сказать о ветеринаре? Какой он? (неравнодушный, отзывчивый, чуткий, добрый) Наверняка, не он один слышал, как хозяин издевается над щенком. Вот даже его жена, смолчала, не защитила щенка. Она была к нему равнодушна.
-А как бы вы поступили на его месте?
- А когда бы вы такое же увидели, но вместо щенка грубо относились бы к ребенку, что бы вы сделали, сказали? Вот, например, на Андрея бы кто-то кричал или даже бил? Как бы вы среагировали?
- А я вчера прочитала один интересный рассказ, и мне сразу захотелось и вас с ним познакомить.
Рассказ В.Осеевой «Собака яростно лаяла»
Б) Прогнозирование
Вы услышали название рассказа. Как думаете, о чем он? (ответы детей)
Чтение рассказа до 4 предложения.
- Как мяукал котенок? (жалобно, нерадостно, печально) Ребята, вы наблюдали когда-нибудь, как ведут себя животные. Сейчас, давайте, встанем и представим себя кошкой, за которой бежит собака.
- Как вы думаете, помог ли кто-нибудь котёнку?
Чтение текста до конца.
- Почему женщина сердилась на мальчиков? Должно ли им быть стыдно, ведь они ничего плохого не сделали? Почему женщина говорила сначала сердито, а потом гневно? (Гнев – сильное негодование, возмущение.) Что вызвало её гнев?
- Спасся ли котёнок? Кто его спас?
- У этого рассказа есть и другое название – "Плохо".
- Какой заголовок выбрали бы вы? Почему?
В) Работа с иллюстрацией.
- В конверте иллюстрации художника. Давайте посмотрим.
- Нравится ли вам иллюстрация, которую я подобрала к рассказу? Подходит ли она по сюжету? Почему? (есть правильная и не подходящая)
Дети подходят к столу и выбирают нужную. Доказывают свои ответы.
- Назовите героев рассказа. Положительными или отрицательными персонажами является женщина? Мальчики?
- Чем можно объяснить поведение ребят? ( Равнодушием, не любят животных)
Равнодушие - состояние равнодушного человека, безучастное, лишенное интереса, безразличное. Вот мы еще раз услышали это слово «равнодушие» (безразличие)
- Ответьте ещё раз на вопрос, что вызвало гнев женщины?
- Как бы вы поступили на месте ребят? Женщины? А если бы собака вас укусила?
- А теперь давайте снова представим ситуацию, где вместо беззащитного котенка будет ребенок, любой из вас. Может вы сами вспомните, то, что было с вами, вашими друзьями.
Г) (обсуждение ситуаций, проигрывание)
-Самое важное в таких ситуациях – не проходить мимо, делая вид, что ничего не заметили, а подойти, поинтересоваться, Что случилось? Чем я смогу помочь?
Рассказ и м/ф убеждает нас, что не делать ничего плохого – мало. Нужно делать добро, не оставаться равнодушным, когда рядом с тобой творится зло, когда кто-то нуждается в твоей помощи.
Итоги:
- Ребята, на кого вы хотите быть похожими? на мальчишек из рассказа или на ветеринара из м/ф? Почему?
- В заключение я хочу, чтобы вы послушали стихотворение. (Д.Казакевич «Про бабушку»)
- Как вы считаете, внучку можно назвать равнодушной? Почему? (нет, она хочет помочь своей бабушке) Как вы считаете, если эта девочка была бы героиней рассказа «Плохо», стала бы она просто стоять в стороне, наблюдая со стороны?
-Скажите, вот занятие подходит к концу, кто из вас догадался, для чего было задумано это занятие? (мы учились быть отзывчивыми, неравнодушными)
- Я искренне желаю, чтобы все мы не оставались черствыми, равнодушными к чужому горю.
Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет. В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:
– Как вам не стыдно!
– А что – стыдно? Мы ничего не делали! – удивились мальчики.
– Вот это и плохо! – гневно ответила женщина.
|