Компетентность
Маленький человек идёт в школу. Будет ли он ощущать себя уверенно, научится ли мыслить и действовать самостоятельно? Ведь в современном мире умение мыслить самостоятельно, опираясь на знания и опыт, ценится гораздо выше, чем просто эрудиция, владение большим объёмом знаний без умения применять эти знания для решения жизненных проблем. Поэтому качество образования сейчас во многом связано с умением приобретать новые знания, применяя их в реальной жизни, с формированием новой системы знаний, умений и навыков, а также опытом самостоятельной деятельности и личной ответственности воспитанников, то есть с современными ключевыми компетенциями. Об этом свидетельствует утверждение Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для реализации основной образовательной программы начального общего образования в октябре 2009 года. И вот каким должен быть выпускник начальной школы.
( портрет выпускника н.ш.) 1 слайд
Одним из условий решения современных задач образования является формирование ключевых образовательных компетенций учащихся.
2 слайд. Дж. Равен понимает компетентность как способность, необходимую для выполнения конкретного действия в конкретной предметной области.
А. К. Маркова считает, что компетентность – это сочетание психических качеств, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно.
Компетенция в переводе с латинского языка означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает опытом и познаниями.
3 слайд. Целью и результатом образования и воспитания является формирование ключевых компетентностей младшего школьника, под которыми подразумевается система универсальных качеств и способностей ученика в различных учебно- воспитательных областях, а также стремление и готовность осмысленно и эффективно применять их на практике («Я знаю, умею, создаю, стремлюсь»).
Основа компетентности - самостоятельность.
4 слайд.
Виды компетентности:
- Информационная. Формирование умения работать с информацией разных видов: текстовой, иллюстративной, графической, звуковой, мультимедийной.
№
|
Показатели сформированности информационной компетентности
|
Средства оценивания
|
1.
|
Компьютерная грамотность воспитанников
|
Практическая работа
|
2.
|
Умение пользоваться различными источниками информации
|
Интегрированные самостоятельные работы
|
3.
|
Умение переводить информацию из одного вида в другую
|
Творческие задания
|
- Коммуникативная. Формирование умения договариваться, выстраивать свои отношения с партнёрами, осваивать принятые в обществе нормы поведения, понимать других, толерантно относиться к другой точке зрения.
№.
|
Показатели сформированности коммуникативной компетентности
|
Средства оценивания
|
1.
|
Умение общаться и работать в группе
|
Результативность при работе в команде
|
2.
|
Умение доносить свою позицию до других, владеть всеми видами речевой деятельности
|
Создание текстов разных речевых жанров (устных и письменных)
|
- Социальная. Научить детей решать типовые жизненные ситуации, связанные с выполнением типичных ролей ученика, товарища, члена семьи, ведь каждому воспитаннику в будущем предстоит выполнять три главные роли реальной жизни – гражданина, работника, семьянина.
№
|
Показатели сформированности социальной компетентности
|
Средства оценивания
|
1
|
Позитивная внеурочная деятельность
|
Занятость воспитанников в учреждениях дополнительного образования и результативность в конкурсах и соревнованиях
|
2
|
Правовая культура воспитанников, благоприятный психологический климат
|
Отсутствие правонарушений у воспитанников, мониторинг психолога, отзывы воспитанников
|
3
|
Активное участие учащихся в жизни ДД, СОШ № 9 и местного социума
|
Результативность участия в социально направленных мероприятиях
|
4
|
Вовлечение взрослых в совместную с детьми деятельность для передачи социального опыта
|
Удовлетворенность результатами формирования социальной компетентности воспитанников, отзывы педагогов и выпускников
|
5
|
Культура здоровья воспитанников
|
Занятость воспитанников в спортивных секциях, мониторинг психолога, врача гимназии
|
6
|
Самоуправление группы
|
Действующая система самоуправления ДД
|
- Здоровьесберегающая. Позитивно относиться к своему здоровью; владеть способами физического самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции, самоподдержки и самоконтроля. Знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности; владеть способами оказания первой медицинской помощи; Владеть элементами психологической грамотности, половой культуры и поведения;
Что беспокоит????
Проблемы психологического, педагогического и социального характера усугубляются ослабленностью здоровья детей моей группы, их высокой заболеваемостью. Проводимые исследования в области здоровья воспитанников детских домов показывают, что уже с рождения они имеют низкие показатели здоровья, психические расстройства, болезни нервной системы, органов чувств и дыхания, их отличает низкий уровень санитарно-гигиенической культуры. Все эти проблемы развиваются на фоне социальной запущенности. Миша – сексуальная озабоченность. Андрей – КГН.
В реальной жизни мои воспитанники большую часть времени проводят в малых группах: в школе, в стенах ДД, с друзьями. Возникает проблема общения, умения осуществлять совместную деятельность, принимать самостоятельные и совместные решения, идти на компромисс, то есть совместная деятельность занимает значительную часть жизни воспитанников. Я считаю, что в современном мире наиважнейшим умением является умение общаться. Договариваться, выстраивать свои отношения с партнёрами, осваивать принятые в обществе нормы поведения, понимать других, толерантно относиться к другой точке зрения – это то, чему я учу своих воспитанников, формируя коммуникативную компетентность. Процесс этот долгий, дети не умеют спокойно разговаривать, им проще накричать, ударить, игнорировать.
- Хочется сказать, что очень важно каждому педагогу осознать необходимость работы по формированию социальной компетентности с начальной ступени обучения школьников. Возраст 7-9 лет является благоприятным периодом для усвоения нравственных норм. Это единственный момент в жизни человека, когда он психологически готов к пониманию смысла норм и правил и к их выполнению. Эксперименты показали, что если правило воспринято ребенком с положительной эмоцией, то формирование привычки произойдет в течение месяца, если же применяется наказание, то привычка не формируется вообще. Я понимаю, что сформированность социальной компетентности позволяет ребенку пережить опыт успешной учебной деятельности и быть социально адаптированным в дальнейшей жизни. Для развития соц.компетентности нужно
- соблюдение социальных и этических норм:
- развитие чувства гордости, патриотизма к своей семье, Родине, краю, родному городу, школе;
- принятие и выполнение школьных норм поведения и общения; - большие проблемы!
- добросовестное выполнение обязанностей и активное участие в общественно – полезном труде;
- интерес ко всему новому, неизвестному, любовь к чтению, прекрасному, соблюдение правил здорового образа жизни. Очень сложно, интерес отсутствует.
- владение приемами и навыками межличностного общения со сверстниками:
- поддерживание дружеских отношений; Девочки дружить не умеют.
- готовность к коллективным формам обучения и внеклассной деятельности; Работа в коллективе затруднена, внимание только к себе.
-способность к эмоциональной привязанности, дружбе;
-уважительное отношение к взрослым в ДД и вне ДД.- дети не замечают труда взрослых, слышат требования только своих воспитателей, добрые отношения прекращаются, если потребовать выполнения чего-либо.
А результат работы педагогов будет оцениваться по степени сформированности гражданской, культурной позиции современной личности, т.е.наличию умений оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей, объяснять самому себе собственную позицию, самоопределяться в системе ценностей, действовать в соответствии с этой системой ценностей.
- по формированию ключевых образовательных компетенций младших школьников
- Главным является не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.
- На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный ученик – завтрашний активный член общества.
- Помогайте ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите иx учиться.
- Необходимо чаще использовать вопрос “почему?”, чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего обучения.
- Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике.
- Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно.
- Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.
- Необходимо чаще показывать ученикам перспективы обучения.
- Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний.
- В процессе обучения обязательно учитывайте индивидуальные особенности каждого ученика, объединяйте в дифференцированные подгруппы учеников с одинаковым уровнем знаний.
- Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.
- Поощряйте исследовательскую работу учеников.
- Учите так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной необходимостью.
- Объясняйте ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов.
|